сб, 27 апр.
23:47
Ставрополь
+16 °С, ясно
Эксклюзивы

Скрипучий пол, кривые стены: ставропольские эксперты рассказали, как бороться с застройщиком, который сдал некачественное жильё

16 декабря 2021, 17:17Статьи

После покупки квартиры человек часто сталкивается со строительными дефектами. Самые распространённые — это протечка кровли, щели в оконных рамах, неровности стен и полов. Что делать с проблемным жильём, на чью сторону чаще всего встаёт суд в жилищных вопросах и стоит ли разбираться с застройщиком — читайте в материале «Победы26».

При приобретении недвижимости покупатели часто сталкиваются со строительными огрехами. Риелтор из Ставрополя Оксана Никонова считает, что не нужно бояться бороться с компаниями из-за проблемного жилья.

«Серьёзные недостатки могут быть связаны с неровностью стен и полов, трещинами, отсутствием перегородок, предусмотренных проектами, вентиляцией, газовым оборудованием, а также щелями в стеклопакетах. Количество недоработок может увеличиться при покупке квартиры с отделкой. В этом случае могут появиться проблемы с плохо уложенной плиткой, электропроводкой, протечкой сантехники. В общем, это те вещи, которые касаются ремонта. Чтобы выявить все недостатки, сначала необходимо составить акты о техническом состоянии недвижимости, а потом провести экспертизы»,
— добавила Никонова.
Недостатки найдутся всегда

Оксана Никонова рассказала, что сама судилась с застройщиком из-за дефектов в коммерческом помещении. Однако чтобы до этого не дошло, лучше обнаружить недоработки на стадии осмотра жилья, если речь идёт о новостройке. Для этого можно взять с собой специалистов по приёмке. При первом посещении квартиры эксперт может оценить помещение, заметить брак и дефекты, которые не увидит обычный человек. Специалист проведёт замеры, а все несоответствия зафиксирует в документе. Эти данные нужны, чтобы высчитать сумму, которая потребуется для устранения недостатков.

«Если покупатель выявил дефекты на стадии заключения договора, можно потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, уменьшения цены, либо компенсации на расходы по ремонту. Если проблемы незначительные, можно подписать договор, указав при этом свои претензии и сроки устранения брака. Однако если дефекты существенные и использовать помещение будет невозможно, лучше не подписывать документ до разрешения вопроса»,
говорит Никонова.
Недочёты могут быть с отложенным эффектом, и часто собственник обращает на них внимание только при появлении глобальной проблемы. Речь идёт о трещинах или промерзании конструкций. Однако квартира в новостройке будет находиться на гарантии. Застройщик берёт на себя ответственность, что в течение определённого срока недвижимость не будет иметь дефектов и сохранит свои основные функции.
Не стоит бояться бороться за свои права
По словам юриста из Ставрополя Андрея Ульянова, как правило, гарантия от застройщика длится пять лет. В этом случае не имеет значения, был ли обнаружен дефект во время приёмки помещения или появился позднее. Застройщик обязан устранить все недоработки без учёта того, в какой момент они возникли.

Алексей Устинов с женой купили однокомнатную квартиру на юге Ставрополя в 2011 году. Комплекс новостроек был сдан в 2010-м. Пожив в квартире некоторое время, семья заметила, что в квартире дикие сквозняки. Стеклопакеты пропускали не только ветер, но и воду: подоконники были всегда залиты после дождя. Проблема была в том, что строители неправильно установили оконные конструкции.

«Пластиковые окна должны быть герметичными, ни о каких сквозняках не должно быть и речи. Причина была в неправильном монтаже стеклопакетов. Мы не стали мучиться, вызвали мастеров, они урегулировали створки, запенили сквозняки под подоконником и там, где было недостаточно монтажной пены. Да, несмотря на то, что дом был на гарантии, мы сделали ремонт сами»,
пояснил ставрополец.

Адвокат пояснил, что если качество недвижимости ниже обещанного, а компания отказывается исправлять проблемы, можно потребовать возврата денег за квартиру.

«Такое бывает очень редко. В моей практике был подобный случай: мужчина потребовал возврата денег за новую квартиру, но оказалось, что дефект можно было легко исправить. Дело в том, что компания-застройщик застеклила балкон некачественными стеклопакетами, и в рамах были большие щели. Дефект оконных конструкций считается самым распространённым после сдачи дома в эксплуатацию. В итоге недоработки оказались легкоустраняемыми, собственнику вернули компенсацию за ремонт»,
пояснил юрист.
Для того чтобы выявить дефекты, нужно провести экспертизы и все необходимые замеры. После заключения сметчик рассчитывает, сколько денег потребуется, чтобы исправить проблему. Только после этого юрист связывается с застройщиком. Как пояснил Андрей Ульянов, чаще всего застройщики устраняют дефекты сами. При этом покупатель может потребовать компенсацию.

Если проблемы не разрешаются сразу или строительная компания не согласна с суммой, собственник может обратиться в суд. В Ставрополе большинство исков к застройщикам связаны с дефектами кровли и некачественных стеклопакетов. Судиться можно сразу после приёмки помещения и в течение гарантийного срока. При этом нужно понимать, что за это время компания может обанкротиться и предъявлять претензии окажется просто некому.

«Процессы бывают разные, срок каждого из них связан с конкретной проблемой. Если застройщик не идёт на контакт и не планирует компенсировать или устранять дефекты, тогда проводятся экспертизы. Такие дела могут занять время»,
добавил адвокат.
По словам Ульянова, средний размер иска в его практике составлял от 150 до 300 тысяч рублей, однако адвокат признался, что не ведёт статистику.
Вместе с этим юрист рассказал, что провёл немало процессов, связанных с некачественной застройкой. По его словам, чаще всего суд становится на сторону владельцев квартир. Отказы встречаются, если претензии у собственников возникают после истечения гарантийного срока, а также если застройщик докажет, что проблемы возникли из-за нормального износа или по вине жильцов.